ПРОФИЛАКТИКА МОШЕННИЧЕСТВА В ОТНОШЕНИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ

 

Проблема мошенничества в отношении престарелых людей никогда не потеряет своей актуальности, поскольку большинство из них являются одинокими людьми и в силу своей изолированности, недостатка в общении легко вступают в контакт с незнакомцами. Мошенники же являются прекрасными психологами, могут легко и быстро обаять человека, расположить его к себе, используя при этом навыки красноречия и актерского мастерства.

Самым эффективным методом профилактики преступлений данной категории является информирование граждан о наиболее распространенных мошеннических схемах и способах уберечься от преступных посягательств.

 

В ОТНОШЕНИИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ МОШЕННИКИ МОГУТ ДЕЙСТВОВАТЬ РАЗЛИЧНЫМИ СПОСОБАМИ:

1) Визит домой (под видом представителей различных организаций, например, Пенсионного фонда, социальной службы, коммунальной компании и др.)

Достаточно только представиться сотрудником какой-либо значимой для пенсионера организации: СОБЕСом, например, или НАЛОГОВОЙ, а можно какой-нибудь страховой службой, или вовсе сказать, что из ЖЭКа… Пожилые люди доверчиво впускают мошенников в свой дом, не удосуживаясь проверить хотя бы удостоверения «сотрудников». «Работают» мошенники чаще всего вдвоем, и тогда, пока один отвлекает жертву, второй может незаметно изучить содержимое шкафчиков в квартире, сумок в поисках ценностей. Только после ухода незнакомцев потерпевшие обнаруживают пропажу вещей или денег.

2) Телефонные звонки с заведомо ложной информацией (звонки с просьбой о помощи, требования погашения задолженности и многое другое).

На сегодняшний день эта схема является самой распространенной. Преступники в ходе разговора представляются от имени родственников, либо сотрудников правоохранительных органов, сообщая заведомо ложную информацию о том, что их родные совершили тяжкое уголовное преступление, при этом предлагая вариант о не привлечении к ответственности за определенную сумму. Встречаются вариации на тему: «Ваш родственник попал в больницу и за определенную плату мы переведем его в другую больницу с лучшими условиями ухода и лечения», при этом мошенники представляются главными врачами и предлагают прислать курьера на дом за деньгами.

Пример: на домашний телефон 68-летнего гражданина позвонил неизвестный мужчина и, представившись сотрудником полиции, сообщил, что для освобождения его сына от ответственности за совершенное им убийство человека требуется заплатить 100 тысяч рублей. Пожилой мужчина отдал деньги мошеннику-курьеру по месту проживания.

3) Обман-рассылка (сообщения о выигрыше, доступ к услугам через отправку сообщений и т.д.).

В последние годы широкую популярность получили смс-рассылки или электронные письма с сообщениями о выигрыше автомобиля либо других ценных призов. Для получения «выигрыша» злоумышленники обычно просят перевести на электронные счета определенную сумму денег, мотивируя это необходимостью уплаты налогов, таможенных пошлин, транспортных расходов и т.д. После получения денежных средств они перестают выходить на связь либо просят перевести дополнительные суммы на оформление выигрыша.

!!! Помните, что выигрыш в лотерею влечет за собой налоговые обязательства, но порядок уплаты налогов регламентирован действующим законодательством и не осуществляется посредством перевода денежных средств на электронные счета граждан и организаций, или так называемые «электронные кошельки». Будьте бдительны и помните о том, что для того, чтобы что-то выиграть, необходимо принимать участие в розыгрыше. Все упоминания о том, что ваш номер является «счастливым» и оказался в списке участников лотереи, являются, как правило, лишь уловкой для привлечения вашего внимания.

4) Сетевой маркетинг (предложение «выгодно» приобрести какой - нибудь аппарат, лекарства, средства бытовой химии и пр.).

Довольно часто преступники предлагают пожилым людям лекарственные средства, медицинские приборы по дешевой цене, бесплатные врачебные услуги на дому. Эти мошенники могут иметь начальное медицинское образование и в полной мере владеть специальной терминологией, использовать соответствующую атрибутику: халаты, медицинскую технику, бланки рецептов. При общении по телефону с гражданами они ссылаются на проведение различных социальных и благотворительных программ, представляются сотрудниками известных медицинских учреждений, дистанционно ставят страшные диагнозы, при этом сразу назначают курс лечения якобы чудодейственным средством и ненавязчиво предлагают тут же его приобрести.

Пример: в полицию поступило заявление о том, что на домашний телефон 71-летней женщине позвонил неизвестный мужчина и, представившись сотрудником одной из клиник, сообщил, что у заявительницы серьезное заболевание сосудов головного мозга и ей необходимо срочно начать прием дорогостоящих, но эффективных лекарств. На следующий день к пожилой женщине прибыл курьер-мошенник и, под видом лекарств, продал ей биологически-активные добавки на сумму 51 тысяча рублей.

5) Предложение услуг по снятию «порчи», лечению болезней с использованием экстрасенсорных способностей и др.

Пример: в полицию обратилась 76-летняя женщина. Она сообщила, что двумя часами ранее неизвестная женщина под предлогом «снятия порчи» провела ритуал с денежными средствами в ее квартире. После ее ухода пожилая женщина обнаружила отсутствие 70 тысяч рублей.

Аналогичный случай: в отдел полиции с устным заявлением обратилась 85-летняя жительница о том, что на улице к ней подошла неизвестная женщина, которая, под предлогом «снятия порчи», провела «обряд» с денежными средствами у заявительницы дома. Злоумышленница попросила достать все имеющиеся в доме деньги, пояснив, что с помощью этих денег, неизвестная проведет ритуал. После ухода мошенницы, женщина обнаружила вместо своих денег плотную бумагу. Ущерб составил 100 тысяч рублей.

 

НЕСКОЛЬКО ПРОСТЫХ СОВЕТОВ, КАК НЕ СТАТЬ ЖЕРТВОЙ МОШЕННИКОВ:

 

ОБРАЩАЕМСЯ К РОДНЫМ И БЛИЗКИМ ПЕНСИОНЕРОВ:

Доведите эти рекомендации до своих пожилых родителей и других родственников, чтобы оградить их от перечисленных неприятностей;

Если Вы или Ваши родственники стали жертвой мошенников, немедленно обращайтесь в ближайшее отделение полиции или по телефону «02», с сотового телефона «102», «020», «112»

 

 

НАЗАД  |  НАВЕРХ